Некоторые люди любят автоспорт настолько, что готовы купить гоночную машину, не досмотрев до конца ни одного репортажа. Они не понимают, что управление настоящим раллийным болидом - это не развлечение, а тяжелая работа, требующая не только желания нажать на педаль, но и умения правильно это сделать.
Для них, для телезрителей, компания Mitsubishi Motors давно и успешно производит
, который по незнанию и в самом деле можно принять за спортивный. Это Lancer Evolution. Он продается настолько давно и успешно, что японцы освоили выпуск уже восьмого поколения "Эволюции".
Недавно я ее попробовал. И вот что скажу. Я не понял, почему за этот
дилеры хотят получить 40 тысяч долларов. Я не увидел особенной разницы между ним и простым, 13-тысячным "Лансером". В то же самое время разница между "Эволюцией" и боевой раллийной машиной - как между автомобилем "Волга" в исполнении "такси" и автомобилем с тем же названием, который готовился по спецзаказу для московской мэрии - с английским мотором, японским кондиционером и карельской березой.
КОЛЛАПС Когда я сел за руль Evolution, сразу представил себя его покупателем. Я долго и нервно работал. Нервно купил автомобиль. Нервно сел в него и нажал на педаль газа. Может быть, перед этим, тоже от волнения, положил руку на коленку девушке. Начал разгоняться. До 5000 оборотов Evolution показывает себя самой заурядной машиной, мертвой машиной. На такой, кажется, никого не "сделаешь" со светофора, хотя огромный хвост на багажнике многое обещает.
При этом коробка передач и сцепление, судя по всему, здесь стандартные. Переключения длинные, и, пока вы переходите с одной передачи на другую, обороты успевают упасть: о действительной power attack, когда разгон ведется с постоянным газом в пол, не может быть и речи.
Но есть и один яркий момент. Как только стрелка тахометра преодолевает 5-тысячную отметку, происходит взрыв, коллапс - назовите это как угодно, но, поверьте, простой человек к такому не готов. Машина "открывается", и начинается стремительный инерционный разгон, который наш нервный водитель, нервно купивший
за 40 тысяч долларов, с трудом будет контролировать. Во-первых, водитель может если не потерять сознание, то растеряться от такого напора - двигатель и в самом деле развивает чудовищный крутящий момент. Во-вторых, получив такую невероятную прыть,
, к сожалению, становится практически неуправляемым. Грипа про фронту, как бы сказали профессионалы, то есть способности автомобиля держаться за дорогу передними колесами не хватает даже на сухом, пускай и не совсем ровном асфальте Ходынки. Не исключено, что покупатель Mitsubishi Lancer Evolution VIII, который никогда не сидел за рулем настоящей раллийной машины, подумает, что происходящее - именно то, что испытывает на трассах Чемпионата мира по ралли Томми Мякинен или Колин Макрей.
Увы, придется расстроить нашего покупателя. Участники WRC не садятся за руль подобных "гражданских" машин, поэтому весь этот цирк - для него. И ощущений он получит сполна. При разгоне физиономия автомобиля поднимается, и Evolution начинает ехать на задней оси туда, куда ему пришло в голову. Ситуацию осложняет невнятное рулевое управление - усилитель отсюда можно было бы просто выкинуть, без всякого сожаления. Или, по крайней мере, уменьшить передаточное число рулевого механизма. Но самым первым делом надо убрать АБС из системы торможения или как минимум сделать ее отключаемой. У меня создалось полное впечатление, что тормозить Evolution не желает, как и держаться в торможении на прямой. Если простые пользователи осмелятся что-то эдакое вытворять на Evolution, боюсь, мертвые будут развешаны по деревьям. Без АБС хотя бы легче будет понимать, в каком месте можно ожидать остановки автомобиля. Я, кстати, вышел потом, посмотрел на тормозные механизмы. На них написано "Brembo". К чему эта надпись? Пацанам показывать - смотрите, у меня Brembo? Чтобы поставить настоящие, боевые Brembo, надо половину автомобиля заменить.
ВИВАЛЬДИ. ВРЕМЕНА ГОДА
АБС, как я сказал, не отключается, зато у водителя есть клавиша управления режимами трансмиссии: для снега, для гравия, для асфальта. Осталось добавить: для сухой ветреной погоды без солнца. Пользователь может считать, что с помощью клавиши он как бы "переносит баланс". Я крутил машину так и сяк, пока мне это не надоело. Думаете, контролируемая электроникой продвинутая трансмиссия хоть что-нибудь сделала, чтобы постараться вывести машину на прямую? Она должна была сообразить: что-то происходит не так! Настоящий раллийный
будет держаться до конца - ты уже в кювете, а он будет тебя выдергивать. Ничего подобного! Evolution покорно крутился на месте, сжигая резину. Конечно, в занос Lancer запускается не так легко, как обычный
с передним или задним приводом, но сказать, что полный привод дает здесь какие-то особые преимущества, тоже нельзя. Я пробовал разные режимы трансмиссии - результат нулевой. У меня вообще есть подозрение, что эти кнопки никуда не ведут - если разобрать панель, то окажется, что идущие от них провода висят в воздухе.
ДЛЯ СРАВНЕНИЯ Ездить так же быстро, как на Evolution, я могу на своей BMW X5, хотя и отдаю себе отчет, что подвеску придется менять в два раза чаще, чем на Mitsubishi. У Evolution она очень крепкая, хотя и не сильно спортивная: в поворотах Lancer кренится почти так же, как "Волга".
Потому что это не спортивная машина, а ее иллюзия, специальный продукт индустрии автомобильных развлечений. Продавцам иллюзий понятно, что хочет покупатель. Например, он хочет руль MOMO. И он получает этот клоунский руль. Почему клоунский? Да потому, что не имеет к спорту ни малейшего отношения. Прежде всего, эта баранка должна удовлетворять многочисленным требованиям по безопасности, принятым для машин общего пользования.
Они диктуют форму руля, его размер, допустимые материалы. От спорта остается только дизайн. Напоминает гоночные комбинезоны от Шумахера в магазине для фанатов (в которых запрещено участвовать в спортивных соревнованиях).
Скажите кто-нибудь, зачем на руле в Mitsubishi Lancer Evolution VIII нужны приливы, обозначающие положение рук на ободе? Раллистам действительно важно иметь такие ориентиры, у них на руле кнопки, они передачи переключают как в "Формуле": чку-чку-чку. Зачем же голову морочить простому потребителю?
А в это же самое время где-то едет Марко Мартин и едет Себастьян Лоеб. Но для таких спортсменов - точнее сказать, под таких спортсменов - специально делают автомобили. Но стоимость их исчисляется не десятками, а сотнями тысяч долларов.
УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ Что же остается делать нашему не настолько богатому любителю автоспорта? Я бы посоветовал поехать поучиться за рубеж на пару недель в настоящую раллийную школу, например ProDrive. Там вы сделаете пару крыш, оставите десять тысяч долларов и все иллюзии относительно автоспорта. Там же откроется очень простая мысль: для того чтобы ездить на настоящем раллийном болиде, мало иметь одни только деньги и желание - необходимы здоровье и умение. И как только вы это поймете, сразу подумаете: в самом деле, зачем мне покупать Mitsubishi Lancer Evolution VIII? Сидеть тесновато, попа мокрая, магнитофона из-за рева двигателя не слышно, девушки особого внимания не обращают.
В крайнем случае ему можно найти замену. Вариант подешевле - купить ВАЗ-2108 и вложить в "восьмерку" еще 15 тысяч долларов. Вариант подороже - приобрести Audi A3 Quattro и ничего с ней не делать.
Важно только понять, для какой цели вам нужна такая машина.
|